Поездная радиосвязь
Многие ездили на поездах и не задумывались как обеспечивается радиосвязь на перегонах- между диспетчером и машинистом. Кому не интересно можете закрыть эту страничку и не читать... Как известно железная дорога дело серьёзное и радиосвязь должна быть гарантированной. Первые опыты по радиосвязи на железной дороге в нашей стране начались в 1924 году, испытания проводились на Московской и Курской Ж/Д, а в 1936-37 годах начали вводится в эксплуатацию. Начало строительства ж/д радиосетей и проектирования радиостанций прекратилось в годы Великой Отечественной Войны и возобновились в 1945 г. Изначально было решено выделить десять радиочастот (каналов) в диапазоне КВ с 2090 кГц по 2626 кГц, но по мере эксплуатации радиосетей, стало ясно, что достаточно всего два радиоканала для прохождения всего трафика и было решено оставить из 10-ти выделенных каналов всего два- 3-й и 4-й, которые переименовали в 1-й и 2-й соответственно:
1-канал 2130 кГц и 2-канал 2150 кГц. Поездные и диспетчерские радиостанции имеют выходную мощность всего 12 Вт и этого достаточно для обеспечения надежной связи между перегонами и машинистами. Почему? - спросите вы. Ведь расстояние очень большое! Ответ кроется в обыкновенном стальном проводе который крепится на изоляторах к каждому столбу, а чтобы этот провод не ржавел он покрыт тонким слоем цинка или меди т.е. биметаллический провод. Вот этот провод и является (антенной) направляющей линией связи, на Ж/Д станции он через согласующий трансформатор подключен к диспетчерской радиостанции. А радиостанция машиниста подключена к антенне натянутой на крыше локомотива. При удобном случае обратите внимание на крышу локомотива и увидите натянутый на фарфоровых изоляторах антенный провод. Такой антенны вы не увидите на маневровом тепловозе потому, что он работает в пределах станции и дальняя связь ему не нужна, а только местная на УКВ диапазоне.
На не электрифицированных дорогах нет опор для подвески контактной сети, соответственно нет возможности протянуть направляющую линию. В этом случае на Ж/Д станции строится направленная антенная система из горизонтально натянутого провода на изоляторах. Азимут такой антенны направлен вдоль перегона. А как же метрополитен? Метрополитен использует аналогичные радиостанции только с другими частотами:
1-канал 2444 кГц и 2-канал 2464кГц. А направляющая линия тянется вдоль тоннелей от станции к станции, от станции к станции.
Если у вас есть КВ радиоприемник с Ж/Д частотами возьмите его в дорогу, вам не будет скучно в пути, если конечно не прихватите бутылочку пива.
Продолжение следует...
Данную статью размещать на других ресурсах и печатных изданиях можно только с согласия автора.
IRiT (c) 2012
1-канал 2130 кГц и 2-канал 2150 кГц. Поездные и диспетчерские радиостанции имеют выходную мощность всего 12 Вт и этого достаточно для обеспечения надежной связи между перегонами и машинистами. Почему? - спросите вы. Ведь расстояние очень большое! Ответ кроется в обыкновенном стальном проводе который крепится на изоляторах к каждому столбу, а чтобы этот провод не ржавел он покрыт тонким слоем цинка или меди т.е. биметаллический провод. Вот этот провод и является (антенной) направляющей линией связи, на Ж/Д станции он через согласующий трансформатор подключен к диспетчерской радиостанции. А радиостанция машиниста подключена к антенне натянутой на крыше локомотива. При удобном случае обратите внимание на крышу локомотива и увидите натянутый на фарфоровых изоляторах антенный провод. Такой антенны вы не увидите на маневровом тепловозе потому, что он работает в пределах станции и дальняя связь ему не нужна, а только местная на УКВ диапазоне.
На не электрифицированных дорогах нет опор для подвески контактной сети, соответственно нет возможности протянуть направляющую линию. В этом случае на Ж/Д станции строится направленная антенная система из горизонтально натянутого провода на изоляторах. Азимут такой антенны направлен вдоль перегона. А как же метрополитен? Метрополитен использует аналогичные радиостанции только с другими частотами:
1-канал 2444 кГц и 2-канал 2464кГц. А направляющая линия тянется вдоль тоннелей от станции к станции, от станции к станции.
Если у вас есть КВ радиоприемник с Ж/Д частотами возьмите его в дорогу, вам не будет скучно в пути, если конечно не прихватите бутылочку пива.
Продолжение следует...
Данную статью размещать на других ресурсах и печатных изданиях можно только с согласия автора.
IRiT (c) 2012
Опубликована: 01.02.2021
Оценка: (6)
Оценка: (6)
Комментарии
Обсуждение закрыто